О консультациях психолога

Эту статью о консультациях психолога я написала в 2005 году. Она устарела с тех пор. Современный текст читайте здесь. Однако и в варианте ниже остались интересные моменты, ради которых я ее публикую. Писала о работе психологов вообще, а не только о моей.

Консультации психолога

Давайте определимся в том, что мы понимаем под психологическим консультированием. Само слово консультирование предполагает предоставление информации, что не соответствует понятию индивидуальной психологической работы. Под психологическим консультированием мы понимаем такую психологическую работы, цель которой — решение текущих жизненных задач и личностный рост клиента. Получается, психологическая помощь — среднее между предоставлением информации о психологических явлениях и психотерапией в медицинском понимании слова.

В данной статье рассмотрим следующие вопросы о психологических консультациях:

  1. Что происходит на консультации психолога?
  2. В чем состоит задача психолога?
  3. Кто ответственен за результат?
  4. Сколько понадобится консультаций? И другие.

Собираясь на консультацию психолога впервые, человек не знает, чего ожидать, что будет происходить на встрече. Иногда клиенты думают, что психолог расскажет им, как поступить, что сделать, чтобы жизнь наладилась, даст совет.  Психолог может что-то рекомендовать, основываясь на профессиональных знаниях, но советовать и делать выбор за человека не может. Задача психолога — научить клиента самостоятельно решать жизненные трудности, научиться строить отношения и лучше понимать себя.

Как же проходит психологическая консультация?

Психологи используют разные подходы, формы и методы психологической помощи. Вам могут быть предложены упражнения, творческие задания, эксперименты и т.д. Арсенал психотерапевтических методов работы современных специалистов велик и многообразен, однако основным остается специально организованная беседа.

Консультация начинается с того, что проясняется запрос клиента, выясняется, что его волнует, что он рассчитывает получить в результате. Это нужно, чтобы клиент и консультант понимали, к чему они идут, и консультация не превращалась только в задушевный разговор, а стала способом достижения поставленной цели. Клиент не обязан приходить на психологическую консультацию с четким запросом, иногда на его формулирование уходит целый час, но это время не потеряно зря, т.к. зачастую увидев проблему и поняв свои чувства и мысли, найти решение легко.

После прояснения и окончательного формулирования запроса заключается психологический контракт. Письменный или устный контракт включает в себя обсуждение правил, которые психолог и клиент договариваются соблюдать в процессе работы. Обсуждается продолжительность и регулярность встреч, оплата, цели, формы и методы работы, опоздание и перенос встреч и др.

Что происходит на консультации психолога?

Многие слышали, что задача психолога — создание безопасных условий, в которых пришедший человек исследует себя и решает текущие жизненные задачи, ищет выход из сложных ситуаций, но не всем понятно, как это достигается, какими конкретно действиями психолога.

Первое о чем стоит сказать – это этические нормы и принципы. Принцип компетентности (если психолог считает себя недостаточно компетентным в конкретной области, то перенаправляет клиента другому специалисту), принцип конфиденциальности (информация, которую рассказывает клиент не распространяется), принцип безоценочного принятия и другие.

Рассмотрим подробнее последний принцип – создание атмосферы безоценочного принятия и уважения. Компетентный психолог не высказывает оценок и принимает человека таким, какой он есть, с его чувствами, мыслями, потребностями. Однако это не значит, что консультант показывает исключительно радость от встречи, не имеет права испытывать весь спектр чувств и высказывать их. Именно умение специалиста глубоко осознавать себя, четко, ясно и понятно формулировать чувства по отношению к людям и ситуациям, делает отношения, возникающие между клиентом и консультантом, помогающими.

На встрече психолог задает вопросы, которые помогают клиенту глубже понять ситуацию и осознать себя, предлагает эксперименты и упражнения, помогает сформулировать проблему и возможные пути решения.

Клиент не является безучастным и ведомым, он — такой же активный участник, который влияет на ход работы. Процесс консультирования – работа, причем работа обоюдная.

Отдельно стоит сказать о завершении встреч. Многие из нас видели фильмы, в которых во время психологического консультирования психолог прерывал клиента на половине фразе, говоря, что время закончилась. В российской действительности время встречи тоже ограничено, но окончание не резкое как в фильмах. При эффективной работе к концу сессии заканчивается не только формальное время, но и наступает логический финал работы.

Кто ответственен за результат психологического консультирования?

В литературе по психологическому консультированию чаще встречается мнение, что за результат ответственны оба участника в равной степени. Многие источники отдают большую ответственность клиенту, т.к. он в конечном итоге решает, что использовать в жизни из полученных знаний и навыков. Реже пишут про большую ответственность психолога. Я убеждена, что возможны варианты и в каждой конкретной работе ответственность распределяется по-разному.

Сколько понадобится встреч, чтобы решить проблему?

Ответить на него точно сложно, т.к: 1. За одной проблемой могут быть другие 2. От человека зависит, как быстро он сможет двигаться к цели и привносить новое в жизнь. Существуют лишь примерные нормы – от 10 встреч. Но! Есть важное правило, заключающееся в том, что психолог может предлагать работу над ситуацией, и только клиент решает, когда остановиться и с чем готов работать он, на какую глубину идти.

Что Вы об этом думаете? Напишите!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *